Сущность и значение педагогических целей

Важнейшая задача педагогики – определение целей воспитания и образования. Педагогическая деятельность, как и любая другая, предваряется осознанием цели, которая задает импульс. Цель – это предполагаемый результат деятельности; то, к чему стремятся, что надо осуществить. Достижение цели порождает глубокое удовлетворение, составляющее основу человеческого счастья, в том числе профессионального.

Педагогическая цель– это предвидение педагогом и обучающимся (воспитанником) результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.

Определение целей воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение.

Во-первых, знание непосредственно влияет на разработку педагогической теории. Четкое представление о том, какого человека мы хотим сформировать, сказывается на трактовке сущности самого воспитания.

Во-вторых, определенные цели непосредственно влияют на практическую работу педагога. Он должен уметь проектировать (представлять) личность воспитанника, а для этого нужно знать, какой она должна быть и какие качества необходимо сформировать.

В современной педагогической литературе рассматриваются две основные характеристики целей воспитания.

Первая проистекает из психологической природы цели как идеального представления о результате деятельности, формирующегося в сознании субъекта в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью. Цель объективна в том смысле, что она порождается обстоятельствами, окружающей реальностью. В то же время она субъективна – продукт сознания рождается в сознании конкретного человека и несет в себе все его особенности. Часто при заявлении одной и той же цели подразумеваются ее разные варианты, так как сознание людей, декларирующих эту цель, индивидуализировало ее.

Вторая характеристика – общий характер цели, который позволяет ей быть реализованной при самых разных обстоятельствах. Цель воспитания динамична, так как динамична сама жизнь, изменяются условия, субъекты и объекты воспитания. Особенно наглядно это проявляется с учетом возрастных периодов. Казалось бы, цель воспитания ребенка дошкольного возраста и подростка не может быть одинаковой. Однако именно ее общий характер, позволяя учитывать преемственность возрастных достижений, сохраняет неизменность конечной цели данного процесса.



Таким образом, цели образования и воспитания представляют собой своего рода отражение существующих в обществе социально-политических и экономических отношений, присущего данному обществу уровня развития науки, техники и культуры, национальных традиций, наследия человечества. Соответственно, цели образования и воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.

1.4.2. Принцип гуманизма и гуманизация воспитания и образования

В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что образование и воспитание не должны зависеть от каких-либо конъюнктурных ситуаций и взглядов. Воспитание молодого поколения – исключительно серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы системы воспитания сегодня все более настойчиво внедряются принципы гуманизма , а в современном образовании и воспитании реализуются тенденции гуманизации и гуманитаризации образования .

Гуманизм(от лат. humanus – человечный) означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности.

Гуманизм оформился как система ценностных ориентаций, в центре которых находится признание человека в качестве высшей ценности. Гуманизм сегодня – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Первичным по отношению к понятию «гуманизм» является понятие гуманность , в котором отражается одна из важнейших черт личности, заключающаяся в готовности и стремлении помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода.

Гуманность– это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.



На современном этапе развития общества он приобретает значение общественного идеала. При этом человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета его личности.

В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности – гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире. Мера гуманизации воспитания определяется тем, насколько оно создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

В настоящее время гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности, активизация ее познавательного, духовного, деятельностного потенциала.

Гуманизацию образованияв самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный.

Гуманизация обусловливает установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования).

Важной частью и средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация. Выделяют два ее аспекта:

увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов);

улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода (например, когда преподавание литературы превращается в обучение литературоведению).

Одна из задач при этом – гуманизация преподавания негуманитарных предметов. Ее можно решить путем выделения в каждом из них одних и тех же частей общечеловеческой культуры, чтобы любой учебный курс реализовывал функцию формирования творческих способностей обучающихся, их духовной сферы, ценностных, гуманистических ориентаций.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в образовании и воспитании означает проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей, а для всего человечества. При этом особенности их выражения зависят от специфики культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности – это понятие, исторически и социально не локализуемое. Они имеют постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.

В то же время следует учитывать, что при определении целей воспитания каждое общество в большей или меньшей степени ориентируется на свои традиционные ценности, и в этом заключается важное средство сохранения культурного и национального своеобразия, самоидентификации нации .

Реализация принципов гуманизма в образовательном процессе немыслима без правильного понимания проблемы человеческой личности как высшей ценности. Гуманизм ни в коем случае не поощряет индивидуализма. Напротив, отдавая приоритет общечеловеческому началу, он противоречит идеологии индивидуализма. В его основе лежит признание данной личностью в качестве ценности других людей, любовь к ним, служение им, что не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.

Реализация принципов гуманизма не снимает задачу подготовки человека как высококвалифицированного специалиста. Без высокой квалификации невозможно реализовать себя как личность в полной мере. Гуманистическая ориентация означает отход от одномерной оценки учащегося как будущего функционера какой-либо структуры в сфере производства товаров и услуг, от узкоспециализированной подготовки. Это связано с тем, что современная рыночная экономика может поставить молодое поколение в такие условия, что узкоспециализированные знания не позволят проявить себя и даже заработать на жизнь. В настоящее время необходима такая система профессионального образования, которая бы обеспечивала возможность самореализации за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки.

Гуманистическая ориентация образования может быть реализована только в соответствующих формах образовательного процесса, которые предполагают высокую степень индивидуализации и дифференциации обучения, акцент на формирование активности и инициативности учащегося, формирование отношений педагогов и учащихся на основе принципов сотрудничества.


sushnost-ponyatij-konkurencii-i-konkurentosposobnosti-tovarov-i-ih-znachenie.html
sushnost-ponyatij-patriotizm-patrioticheskoe-vospitanie.html
    PR.RU™