Сущность и условия успешного семейного воспитания

Семья – древнейший воспитательный институт. На протяжении многих веков дети воспитывались главным образом в семье. И сегодня семье принадлежит определяющая роль в развитии, воспитании и формировании личности. От семейной среды зависит не только успеваемость учащихся, их отношение к духовной культуре, но и многие качества личности школьников.

Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции:

1) репродуктивная – рождение детей;

2) хозяйственно-экономическая – ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей;

3) воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего ребенка;

4) нравственно-психологического обеспечения – создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений;

5) коммуникативная – организация внутрисемейного общения, взаимодействия с другими людьми и социальными группами;

6) рекреативная и психотерапевтическая – организация досуговой деятельности, обеспечение условий для здоровья членов семьи;

7) первичной социализации – осуществление главного влияния на формирование личности ребёнка.

Степень формирующего влияния семьи во многом обусловлена её структурой, характером взаимоотношений, способностью реализовать свои функции.

Типологиясемей:

I. В зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные (2-3 ребёнка) и многодетные (более 3 детей).

II. В зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети).

III. В зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец, дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребёнок рождается при незарегистрированном браке).

IV. В зависимости от характера взаимоотношений в семье: благоприятная и неблагоприятная, гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

Условия успешного семейного воспитания:

1) Воспитание должно начинаться с самого раннего детства.

2) Правильная структура семьи (несколько детей, дружный коллектив, в котором родители и дети обладают определёнными правами и обязанностями).

3) Наличие цели и программы воспитания.

4) Наличие режима дня, главная цель которого – накопление дисциплинарного опыта.



5) Высокий уровень воспитанности родителей, их педагогическая сознательность и грамотность.

6) Наличие хороших жилищных и материальных условий, организованность быта, нормальные взаимоотношения родителей.

Отношения между школой и семьей должны строиться на основе партнерства, которое включает следующие элементы:

а) отношения равенства и взаимного уважения;

б) невмешательство без согласия одной из сторон в дела друг друга;

в) взаимная или равная ответственность за дело воспитания детей;

г) понимание и уважение педагогических особенностей каждой семьи, понимание и уважение родителями особенностей воспитательной работы учителя;

д) ответственность педагогов перед родителями;

е) взаимный обмен опытом, совместное участие в принятии решений.

3.10. Сущность нравственного воспитания, его цель, задачи и содержание

Мораль – исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность – это внутренняя мораль.

Нравственное воспитание решает следующие задачи:

1) формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка;

2) развитие нравственных чувств, таких, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, коллективизм, доброта, милосердие, уважение к людям и др.;

3) формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла и т.д.).

Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение.

Нравственное развитие личности проходит 3 стадии (С.Колберг). На доморальном уровне ребёнок исполняет требования из страха наказания. На конвенциональном уровне соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу. Третий уровень нравственного развития автономный: человек добровольно избирает нравственное поведение.



Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – важнейший критерий нравственного развития личности.

Нравственные чувства – это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они связаны с соответствием или несоответствием поведения человека требованиям общественной морали.

В основе нравственного воспитания лежат как традиционные общечеловеческие ценности (честность, справедливость, гуманизм, трудолюбие, совесть, достоинство, уважение к старшим), так и новые нравственные нормы, возникшие на современном этапе развития общества (уважение к государству, законам Конституции, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, социальная активность).

Пути осуществления нравственного воспитания:

- использование потенциала учебного процесса, особенно гуманитарных дисциплин;

- нравственное просвещение во внеклассной работе с использованием воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов и т.д.;

- формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в коллективной жизни, совместной деятельности и общении;

- семейное воспитание, совместное взаимодействие школы, семьи и общественности.


sushnost-klubnoj-teatralizacii.html
sushnost-kommunikacii-kak-politicheskogo-processa.html
    PR.RU™