Сущность и структура производственного конфлш

Конфликт (от лат. сопШсШз — столкновение) рассматриваете в разных науках. В философии конфликт — понятие, отражающе стадию развития категории «противоречие», когда существуют^ противоположности доходят до свой крайности (полярность, тагонизм). В обществоведении (истории, политологии, социолсз гии, социальной психологии) — это процесс развития и разр шения противоречивых целей, отношений и действий людей, о^ ределяющийся объективными и субъективными причинами. Впс хологии конфликт — столкновение противоположно направлены несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взяп го индивида, в межличностных взаимодействиях или межличносп ных отношениях индивидов или групп людей — связанное с острь отрицательными переживаниями.

Существуют два основных подхода к определению конфликта. Пе|вый ориентирован на актуальные действия, где у противоборст ющих сторон часто взаимоисключающие или несовместимые це| ности, что исключает соревнование, конкуренцию и т. п. по данию этими ценностями (поскольку ценности разные); втор ориентирован на мотивы и действия, где ценности могут и совг дать, но различаются психологические состояния конфликтую!] сторон (конфликт идей, ценностей, установок, мотивов и т. п.)|

О. Н. Лукашонок и Н. Е. Щуркова выделяют ситуации и вия, когда конфликтов «не бывает» [5, с. 23]:

1) когда у человека отсутствует свое «Я» или оно подавле|
другим субъектом;

2) когда субъект не умеет или не желает видеть за предмет
человеческих отношений;

3) когда внешний конфликт переходит во внутренний
(правда, это уже внутриличностный конфликт, но он не все1|
требует внешней активности);

4) когда субъект не желает решать проблему;

5) когда субъект бежит от свободы выбора (а следовательно!
от ответственности за выбор);

6) когда субъект обладает умением видеть конфликт на ра>
ступени его развития и снимает его в этот момент.

Различными авторами формулируются основные функции и < можные результаты конфликта [10, с. 92—101; 15, с. 222—23 При этом главная функция конфликта — выявление пробле» противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, огделенной психологической системы (человека, группы, орга зации, общества), а также определение путей разрешения противоречий и развития данного социального субъекта (пс* логической системы).

В целом можно перечислить следующие функции:


сигнальная функция характеризует конфликт как показатель оп­ределенного состояния общества (что-то в системе расстроилось л нуждается в преобразованиях);



информационная функция — отражение и выявление причин леблагополучия в системе;

дифференцирующая функция — это процесс социальной диффе­ренциации, отражающий переориентацию и перегруппировку за­действованных в конфликте социальных сил;

динамическая функция — способствование социальному прогрес­су, где конфликт — это толчок развития и способ разрешения накопившихся противоречий.

Выделяется также функциональная противоречивость конфлик­та. Эта противоречивость основана на взаимодействии противопо­ложно направленных тенденций. На основе такого понимания функциональной противоречивости польский ученый Я. Штумп-ски выделил следующие пять противоположных пар функций со­циального конфликта:

1) различающая и отождествляющая функции (когда, напри­
мер, в ходе конфликта интересы могут сблизиться или, наобо­
рот, еще больше разойтись);

2) интегрирующая и дезинтегрирующая (либо противоборству­
ющая сторона сплачивается, либо разрушается);

3) маскирующая и демаскирующая;

4) прогрессивная и регрессивная;

5) позитивная и негативная функции.

Перечислим более конкретные функции конфликта и его воз­можные последствия:

I. Позитивные (конструктивные) функции конфликта:

1) выявление противоречий в системе (на уровне осознания и
переживания);

2) снятие напряжения («выпускание пара») во взаимосвязи,
во взаимоотношениях между различными составляющими систе­
мы (между людьми, между различными ценностно-смысловыми
ориентациями и т. п.);

3) проверка участниками конфликта своих реальных и потен­
циальных возможностей, а также выявление недостатков (форми­
рование более адекватной самооценки);

4) мобилизация ресурсов и выявление скрытых возможностей
системы;

5) сплочение участников конфликта, обусловленное совмест-
разрешением (преодолением) значимой для всех проблемы



т? пРинципу «Настоящие друзья проверяются в беде», а также —

^стоящие друзья обретаются в совместных испытаниях»); _ ") выявление скрытых и потенциальных противников, недо-°Желателей, предателей и т. п. (по принципу «Истинные враги являются в трудные моменты»);





7) в случае успешного преодоления трудностей у участник!
конфликта повышаются чувство собственного достоинства и
моуважение (что в психологическом плане очень существен*
так как позволяет человеку переходить к решению более сложив
и интересных проблем);

8) в целом система, преодолевшая (или хотя бы переживша
конфликтную ситуацию, получает шанс измениться к лучше\

9) страх возможного конфликта может мобилизовать к упреЗ
дающим (профилактическим) шагам и еще до возникновения опа
ности для системы также способствовать ее развитию.

Негативные (деструктивные) функции конфликта:

1) обнаружение своих недостатков и соответствующая поте|
чувства собственного достоинства;

2) обнаружение несостоятельности (нежизнеспособности)
стемы и соответствующее ее разрушение;

3) усугубление противоречий между элементами системы
между конфликтующими сторонами (например, «врагов стало ей
больше, друзей — еще меньше»);

4) потеря уважения и статуса (в случае неудачного поведет
конфликте);

5) порождение новых конфликтов (эффект «цепочки»; напр|
мер, не желая разрешать данный конфликт, человек как бы «у
дит» от него и часто специально создает для себя новые пробл
мы) и т. п.

Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк выделяют функции конфлъ условиях производства [1, с. 123]:

1) балансирование рабочих мест;

2) формирование необходимых производственных связей (*
торых не было до конфликта);

3) выявление и фиксация отдельных частей системы и связ|
между частями;

4) отбор рабочей силы необходимого качества и т. п.

Т. С. Кабаченко называет основные функции организационного > фликта [3, с. 261]:

1) группообразование, установление и поддержание норь|
тивных и физических параметров группы;

2) установление и поддержание (стабилизация) системы :
ригрупповых и межличностных отношений, интеграция и иде|
тификация, социализация и адаптация как индивидов, та*
групп;

3) получение информации об окружающей среде (наскол
она враждебна или доброжелательна по отношению к орган»
ции);

4) создание и поддержание баланса сил и, в частности,
ти, социальный контроль за властью;


5) нормотворчество, построение новых систем взаимоотноше-

ний;

6) создание новых социальных институтов;

7) диагностика нарушений функционирования организации.
Для анализа и лучшего понимания конфликта полезно опреде-

лить основные структурные элементы и основные характеристики конфликта [14, с. 377; 15, с. 186—190, 202—209]. Сами структурные элементы — это необходимые сущностные параметры явления, без которых конфликт не может развиваться как динамически вза-имосвязанная целостная система и как процесс.

Основные элементы (составляющие) конфликта:

инцидент (информационный) — событие, которое помогло обо­значить хотя бы одному из взаимодействующих субъектов отличие его интересов и ценностей от интересов и ценностей других уча­стников взаимодействия;

инцидент (деятельностный) — повод для объявления кон-фронтационных действий из-за различия интересов и ценностных ориентации;

конфликтная ситуация — развитие конфликта в конкретный временной период;

субъекты конфликта — участники конфликтного взаимодей­ствия, которые могут быть представлены индивидом, группой индивидов, социальной организацией;

предмет конфликта — конкретные интересы и ценностные ори­ентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт);

конфликтные отношения — форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешению конфликта.

Условия, определяющие конфликтную ситуацию:

технические условия (количество лидеров в группах, степень организованности и сплоченности групп и т. п.);

политические условия (определяются отношениями зависимо­сти и власти);

социальные условия (система коммуникации внутри группы, Уровень взаимопонимания);

психологические условия (зависят от личностных особенностей Конфликтующих сторон, например, от адекватности их самооценки ит.п.).

Основные характеристики конфликта, позволяющие адекватно Ценивать конкретные конфликтные ситуации:

1 Острота конфликта

Факторы, влияющие на остроту конфликта: степень решен-°с™ (нерешенности) проблем; возможность (невозможность)

проблем; вмешательство третьих (и четвертых, и пя-^ х и т. п.) заинтересованных сторон, что часто усугубляет кон­фликт.





Рациональные конфликты как правило, имеют меньшую ос| роту, чем эмоциональные (эмоциями сложнее управлять).

2. Временные характеристики конфликта.

К временным характеристикам относятся длительность; част та проявления; повторяемость; продолжительность участия в фликте каждого из участников; временные параметры отдельщ этапов конфликта.

Факторы длительности (продолжительности) конфликта:

• сущность целей противоборствующих сторон, их острота (ее
«до победного конца», то конфликт обычно затягивается);

• количество ресурсов и их качество для ведения борьбы в :
фликтной ситуации;

«концентрация усилий вокруг лидера, так как много завис| от позиции лидера (в частности, от его стремления поскорее вершить или подольше растянуть конфликт);

• ясность или неясность того, что считать победой, а что
поражением в конфликте;

«наличие в конфликтующих лагерях экстремистских фра ций.

Для сокращения длительности конфликта необходимо:

• переключить внимание сторон на более близкие им и по вс
можности обоюдоинтересные цели;

• изолировать лидеров и ослабить их влияние на деятельное
групп;

• снизить уровень влияния центральных групп (например,
двинуть новых лидеров);

• изменить структуру распределения власти между группами!

• ограничить ресурсы сторон.

3. Пространственные характеристики конфликта: сферы
никновения и проявления конфликта; условия и повод возник
вения; конкретные формы проявления; средства и действия,
торыми пользуются участники конфликта; количество вовлече
ных в конфликт сторон, ресурсов и т. п.

Основные фазы развития конфликта [9, с. 43—46; 14, с. 370 373]:

конфронтационная (военная) фаза, когда каждая сторона пр тивопоставляет свои интересы интересам другой стороны;

компромиссная (политическая) фаза — стороны стремятся , тигнуть своих целей через переговоры;

коммуникационная (управленческая) фаза — стороны стремя достигнуть общего понимания ситуации (консенсус) через по* мание того, что суверенитетом обладают не только сами субъе* конфликта, но и их интересы; стремление к взаимодополнеН| интересов.

Понятие «кризис» (псевдофаза, возникающая внутри одной| фаз конфликта) фиксирует такое взаимодействие субъектов,


котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе /например, длительная задержка на одной фазе, разрушительная «заиикленность», фазовая стагнация или даже возврат к предше-сТБующей фазе).

На основании выделения фаз конфликта и понимания того, что является «кризисом», можно обозначить, то, что является уп­равлением конфликтом. Управление конфликтом — это деятель­ность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия, т. е. переход к последующей фазе развития конфликта. Таким образом, высшим искусством реагирования на конфликтную ситуацию яв­ляется не «борьба» с конфликтом, а способствование развитию конфликтных отношений.

Заметим, что поскольку конфликт имеет и позитивные (кон­структивные) функции, то в ряде случаев оправдано и специаль­ное провоцирование руководством (и психологами) конфликтов, но при обязательном условии контроля за ними и возможностью управлять этими конфликтами. По сути, любой опытный руко­водитель или воспитатель так и поступает, иначе и работа, и учебный процесс воспринимались бы как сплошная скука, ведь без преодоления проблем вообще не может быть никакого раз­вития.


sushnost-informacionnoj-sistemi-upravleniya-predpriyatiem-klassifikaciya-isup.html
sushnost-innovacionnogo-predprinimatelstva-klassifikaciya-innovacij-harakteristika-ih-organizacionnih-form.html
    PR.RU™