СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЩЕСТВЕ

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЩЕСТВЕ

Сущность бизнеса

Термин «бизнес» в переводе с английского означает «дело, деятельность, занятие».

Большинство учёных определяютбизнескак инициативную экономическую деятельность, осуществляемую за счёт собственных или заёмных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящую своими целями получение прибыли и развитие собственного дела [42].

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ч.2 п.1 ст.1): «Предпринимательская деятельность это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления»

Успех бизнеса во многом зависит от наличия у предпринима­теля определенного набора качеств и специфических способно­стей, которые в наибольшей степени определяются особенно­стями предпринимательской деятельности.

Черты бизнесмена: Важные качества бизнесмена:
· способен справиться с внезапно · постигшей его неудачей; · способен, потеряв все, начать с начала; · обладает воображением; · прямолинеен и достаточно твердый человек; · готов пожертвовать чем-то личным ради своего дела; · настойчив, добивается своего; · оптимист по натуре и всегда верит в успех своего дела. · чест­ность, · искренность, · инициативность, · позитивное отношение к др людям, · чувство ответственности, · хорошие организа­торские способ-ти, · решительность, · упорство, сила воли, · творчество, · ком­муникабельность, · трудолюбие.

Признаки бизнеса

Самостоятельный характер деятельности Никто не стоит над предпринимателем, и не командует им. Граждане и юридические лица осуществляют деятельность в своих интересах, организуя ее по своему усмотрению. Под имущественной самостоятельностью понимается наличие имущества необходимого и достаточного для осуществления деятельности, под организационной самостоятельностью следует понимать возможность принятия самостоятельных решений в процессе осуществления деятельности
Предпринимательский риск Осуществление предпринимательской деятельности не гарантирует субъекту регулярного получения прибыли. В силу этого данный признак означает риск своим имуществом в случае неудачи
Самостоятельная имущественная ответственность Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам имуществом, принадлежащим ему на праве собственности Для обеспечения самостоятельной имущественной ответственности коммерческих организаций законодательством предусмотрены два способа: установление минимального размера уставного фонда (например, для ОАО и ЗАО) и закрепление субсидиарной ответственности учредителей (для ОДО)
Цель деятельности – систематическое получение прибыли Приращение имущества за счет предпринимательских операций. Следует подчеркнуть, что предпринимательская деятельность изначально должна быть направлена на получение прибыли, а не на решение каких-либо других задач, иначе деятельность не будет являться предпринимательской
новаторство (активный поиск новых решений). Предприниматели вынуждены постоянно заботиться о совершенствовании своего бизнеса, так как именно новшества являются источником предпринимательской прибыли.

Однако не все бизнесмены в одинаковой степени занимаются собственно инновациями - привнесением новых идей в организацию производства и сбыта продукции. Поэтому принято различать понятия бизнес и предпринимательство.



Под бизнесом обычно понимают ведение дела и получение прибыли традиционным способом Предпринимательство - это бизнес, в котором основным источником прибыли служит создание новых способов получения прибыли в производстве (новые факторы производства, новое сочетание факторов, новых сфер приложения капитала), в сбыте продукции и т.д

Бизнесмен функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.



Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

Функционирование предпринимательской структуры зависит от различных факторов (внутренних и внешних).

Внутренняя - определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации Внешняя -совокупность условий и факторов, влияющих на развитие в стране предпринимательства, действующих независимо от воли самих предпринимателей
Ресурсы; психологический микроклимат; производственная, организационно-управленческая структура Элементы прямого воздействия: конкуренты, поставщики, потребители, контактные аудитории Элементы косвенного воздействия: демографическая ситуация, экология, международные события, социально-политическая стабильность, инновационные технологии, социально-культурные факторы

Факторы развития бизнеса в Республике Беларусь:

· наличие правовых гарантий предпринимателям;

· поддержка предпринимательства со стороны государства путем соответствующей налоговой и финансово – кредитной политики;

· доброжелательное отношение со стороны общества;

· устойчивое, стабильное социально-политическое и экономическое положение государства, которое способствует привлечению иностранного капитала;

· развитие рыночной инфраструктуры (инновационные центры, банки, биржи, рекламные агентства и пр.);

· повышение материального и культурного уровня населения, расширение круга их запросов и интересов;

· это реальная форма связи производителя с собственностью на средства производства;

· необходимость создания конкуренции на рынке;

· необходимость соединить интересы науки и производства.

Условия развития предпринимательства

Условия Характеристика
Затраты Без затрат невозможно обеспечить эффективное функ­ционирование бизнеса. При этом расходы всегда предшествуют поступлению денег от реализации продуктов и услуг. Чем больше мы хотим заработать, тем больше нам необходимо тратить, а на это не так просто решиться в условиях, когда конечный результат не гарантирован.
Власть Власть заставляет других делать то, без чего они могли бы обойтись, или побуждает их это делать иначе, чем они бы делали сами. Любая предпринимательская структура представляет собой жесткую иерархическую систему
Свобода Только тот, кто по своей сущности является независимым челове­ком и стремится все свои проблемы решать самостоятельно, выби­рает своей профессией предпринимательскую деятельность. Свободный в бизнесе тот, кто добровольно берет на себя смелость прини­мать ответственные решения
Творчество Предпринимательство предоставляет право заниматься тем видом деятельности, который больше всего нравится предпринимателю и в наиболь­шей степени соответствует его природным склонностям и пред­почтениям
Здравый смысл В бизнесе достигают успеха только те, кто может объективно оценить положение дел, каким бы без­надежным оно ни казалось, и поступить так, как этого требует реальная ситуация
Риск Предпринимательство связано с готовностью человека идти на риск и добровольно брать на себя всю ответственность за конечные результаты своей деятельности. Без риска предпринимательство вообще невоз­можно
Правовые гарантии Право собственника владеть, контролировать ис­пользование определенных ресурсов, распределять возникающие при этом выгоды и затраты должно быть незыблемо. Без решения данного вопроса инвесторы не станут вкладывать деньги в серьезные долгосрочные проекты

2 виды и формы предпринимательства

Виды предпринимательства

Вид Характеристика
Производст венное Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги. К производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Результат - реализация продукции или работ, услуг покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег.
Коммер ческое Оно характеризуется операциями и сделками по купле и продаже товаров и услуг. Здесь быстрее можно получить отдачу. Эта сфера, стала стремительно развиваться, главным образом как частное, индивидуальное предпринимательство.
Финан совое Сфера деятельности – обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и фондовые биржи
Консульта тивное Начинающим предпринимателям может оказываться помощь в открытии своего дела, а в последующем – в консультировании по различным аспектам деятельности. Экспертное консультирование - пассивная форма консалтинга. Консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению, а клиент при этом обеспечивает консультанта всей необходимой информацией. Процессное консультирование - специалисты консалтинговой организации на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, предлагая ему высказывать свои идеи, предложения. Консультант совместно с клиентом анализирует проблемы и разрабатывает конкретные предложения по повышению эффективности проекта. Обучающее консультирование главная задача специалистов - подготовка почвы для возникновения идей и выработки конкретных решений. Консультант проводит для клиента лекции, семинары, разрабатывает методические рекомендации и оказывает необходимую теоретическую и практическую помощь. В практике работы применяются комбинации всех трех методов консультирования

Говоря об инновационном предпринимательстве, следует упомянуть и о получившем в последние годы широкое развитие венчурном бизнесе. Венчурный бизнес – это бизнес, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не опробованных на практике. Венчурным бизнесом обычно занимается коммерческая научно-техническая организация, занятая разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с неопределенным заранее доходом, т.е. с рискованным вкладом капитала.

Беларусь готова к тому, чтобы начать эффективно развивать венчурный бизнес. Владельцы денежных средств начинают понимать, что вложение на несколько лет является нормой, более того, оно может быть эффективным

Формы бизнеса

Форма Характеристика
Частная Осуществляемая индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц
Коллективная Осуществляемая на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц
Контрактная Осуществляемая руководителем фирмы на основе контракта с собственником имущества

БИЗНЕС - ИНКУБАТОРЫ

Понятие Задачи Оказываемые услуги
Организации, в которых создаются «тепличные» условия, для вновь созданных предприятий с целью перерастания их в самостоятельные, растущие и прибыльные. Инкубаторы малого предпринимательства значительно ускоряют и облегчают решение процедурных вопросов: предоставляют юридический адрес, содействуют получению кредитов, субсидий, заключению контрактов со специалистами, организации контрактов Предоставляют помещения под офисы; получение помощи как общего характера (секретарском обслуживании, ведении деловой переписки и отчетности, необходимой информации, проведении консультаций экспертов), так и специального финансового и коммерческого

Инкубаторы предоставляют предпринимателям, которые только начинают свою деятельность, помещения под офисы или производство. Обратившись в инкубатор малого предпринимательства, предприниматель может получить помощь как общего характера (секретарском обслуживании, ведении деловой переписки и отчетности, электронной обработки текстов, применении телефонной связи и факсов, предоставлении необходимой информации, проведении консультаций экспертов), так и специального финансового и коммерческого. Однако нужно представлять себе, что эти организации работают на принципах долевого участия, и предприниматель должен будет платить за услуги частью полученной от деятельности прибыли.

Инкубаторы малого предпринимательства значительно ускоряют и облегчают решение процедурных вопросов: предоставляют юридический адрес, содействуют получению кредитов, субсидий, заключению контрактов со специалистами, организации международных контрактов.

Деятельность инкубаторов малого предпринимательства во всем мире является достаточно эффективной. Программы бизнес-инкубаторов в Чехии, Китае, Польше принесли впечатляющие результаты. Например, 17 чешских инкубаторов оказали содействие в становлении 440 малых предприятий, каждый из инкубаторов создал на своих площадях в среднем по 100 новых рабочих мест.

Инкубатором малого предпринимательства может стать юридическое лицо независимо от формы собственности, имеющее в своем распоряжении специально оборудованные помещения под офисы и производственные площади, выразившее готовность работать в качестве инкубатора и осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, задачами и направлениями деятельности инкубаторов малого предпринимательства.

Кроме того, в Республике Беларусь предусмотрено также и создание инновационных центров. Инновационные центры – это те же инкубаторы, которые специализируются на предоставлении возможности предпринимателям использовать и разрабатывать новые технологии и нововведения, при помощи которых они бы могли развить свое производство и успешно конкурировать на рынке.

В республике также создан Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. Этим фондом осуществляется финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путем использования денежных средств в виде бюджетных ассигнований, кредитных ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг. Продолжается кредитование малого и среднего бизнеса по кредитной линии Европейского банка реконструкции и развития.

2.1.1. Характеристика законодательной базы предпринимательской

деятельности

К источникам правового регулирования предпринимательской деятельности относятся:

Ø Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875-ХП (ред.17.11.2004 г.).

Ø Кодексы (Гражданский кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, Таможенный кодекс Республики Беларусь и др.);

Ø Законы (Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь»и др.);

Ø Декреты и указы Президента Республики Беларусь (например, Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 (ред. от 01.03.2010 г.) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»; Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2007 № 685 «О дополнительных условиях осуществления предпринимательской деятельности» и др.);

Ø Постановления Правительства Республики Беларусь (Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о поставках товаров в Республики Беларусь» и др.);

Ø Постановления республиканских органов государственного управления;

Ø Инструкции, правила, приказы;

Ø Решения органов местного управления и самоуправления.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в Республике Беларусь следующими основными нормативными правовыми актами:

1. Гражданским Кодексом Республики Беларусь 07 декабря 1998 года N 218-З (с последующими изменениями и дополнениями) определены основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, ответственность их учредителей, органы управления, порядок создания и др.

2. Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь 22 июня 2001 г. N 37-З

определяет деятельность предприятий с иностранными инвестициями.

3. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З (в ред. От 10.01.2011 № 241-З)

4. ЗаконРеспублики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З "О поддержке малого и среднего предпринимательства"

5. Закон Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З (ред. от 31.12.2009) "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступившими в силу с 15.02.2010)

6. Декрет Президента № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» утвердил Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, определил порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, а также порядок ликвидации предпринимательской структуры.

7. Указ Президента Республики Беларусь от 01. 09. 2010 № 450 направлен на комплексное регулирование отношений в области лицензирования и предусматривает утверждение Положения о лицензировании отдельных видов деятельности с прилагаемым перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций.

2.1.2. Права, обязанности и имущественная ответственность предпринимателя

Предприниматель имеет право:

- заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

- создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

- привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

- участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

- самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

- самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором;

- устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

- открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

- свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.

- получать любой, не ограниченный по размерам личный доход;

- пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

- выступать истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде;

- приобретать иностранную валюту и самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.

Обязанности предпринимателя:

- выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов);

- заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях - коллективные договоры в соответствии с законодательством. Предприниматель не вправе препятствовать объединению наемных работников в профессиональные союзы для защиты своих интересов;

- предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;

- уплачивать обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование, в том числе за лиц, работающих по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам,

- осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;

- производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;

- соблюдать права и законные интересы потребителей;

- получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- выполнять решения государственных органов и иных субъектов права,

- соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством,

- представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Имущественная ответственность наступает в случаях:

- нарушения действующего законодательства;

- невыполнения заключенных договоров;

- нарушения прав собственника и других субъектов;

- загрязнения окружающей среды;

- обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

- сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений;

- выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

- незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или ее разглашения;

- использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

- получения дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

- заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.

Лизинг

Лизинг (финансовая аренда) — такая система финансирования обнов­ления основных средств организации, при которой лизинговая компания по заказу хозяйствующего субъекта приобретает основные средства в соб­ственность, а затем сдает их в аренду.

Различают следующие виды лизинга:

1) по содержанию лизинговых сделок:

Финансовый лизинг (финансовая аренда). Срок договора лизинга сравним со сроком полезного использования объекта лизинга. Как правило, по окончании договора лизинга остаточная стоимость объекта лизинга близка к нулю и объект лизинга может без дополнительной оплаты перейти в собственность лизингополучателя. По сути, является одним из способов привлечения лизингополучателем целевого финансирования (в целях приобретения объекта лизинга).

Операционный (оперативный) лизинг. Срок договора лизинга существенно меньше срока полезного использования объекта лизинга. Обычно предметом лизинга являются уже имеющиеся в распоряжении лизингодателя активы (может не быть третьей стороны — продавца). По окончании договора объект лизинга либо возвращается лизингодателю и может быть передан в лизинг повторно, либо выкупается лизингополучателем по остаточной стоимости. Лизинговая ставка обычно выше, чем по финансовому лизингу. По экономической сущности является разновидностью аренды.

Оперативный и финансовый лизинг представляют собой два основных типа операций, все остальные являются их разновидностью.

2) в зависимости от сектора, где производятся лизинговые операции:

- внутренний лизинг, когда все участники сделки представляют одну страну;

- международный лизинг, если одна сторона из сторон или все стороны одновременно принадлежат разным странам

3) по объему обслуживания, передаваемого в лизинг имущества:

- чистый лизинг, если все обслуживание передаваемого в лизинг имущества возлагается на лизингополучателя

- «мокрый» лизинг, если обслуживание оборудования осуществляет лизингодатель

4)в зависимости от состава участников:

- прямой лизинг, при котором собственник имущества (поставщик) самостоятельно сдает имущество в лизинг;

- косвенный лизинг, когда передача имущества в лизинг происходит через посредника;

- возвратный лизинг, при котором продавец лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель

Отличия лизинговых операций от традиционной аренды:

1. объект сделки выбирается лизингополучателем, а не лизингодателем, который приобретает оборудование за свой счет;

2. срок лизинга меньше срока физического износа оборудования;

3. по окончании действия договора лизингополучатель может продлить аренду по льготной ставке или приобрести имущество по остаточной стоимости;

4. в роли лизингодателя обычно выступает финансовое учреждение - лизинговая компания.

Достоинства лизинга:

- возможность получения необходимого оборудования для выпуска продукции при отсутствии собственных средств на это;

- лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции в отличие от процентов за кредит, которые уплачиваются из чистой прибыли;

- лизинговые платежи, установленные в договоре, строго фиксируются и неизменны в течение всего срока лизинга.

Недостатки лизинга:

- сложность организации;

- при финансовом лизинге за морально устаревшее оборудование продолжают начисляться платежи;

- в некоторых случаях лизинг может быть кумулятивно (в общей сумме) дороже, чем покупка в счет банковской ссуды.

Сущность и виды цен

Цена – денежное выражение стоимости товара.
Функции цены:
1. уравновешивающая
2. Распределительная
3. Стимулирующая
4. Учетно-измерительная
5. Информационная
6. Размещения производства

В зависимости от стадии товародвижения различают следующие виды цен:
1. Цена производства: Цпроизв = Себестоимость + Прибыль
2. Отпускная цена: Цотпускн = Цпроиизв + Транспортные расходы + Косвенные налоги(акцизы, ндс)
3. Отпускная цена оптовика: Цопт = Цизготов + Косвенные налоги + Оптовая надбавка
4. Розничная цена: Црозн = Цизготов + Косвенные налоги + Оптовая надбавка + розничная надбавка

В зависимости от государственного воздействия и регулирования:
а) фиксированные цены
б) регулируемые цены
в) свободные (рыночные)

В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли:
1) закупочные цены (с\х)
2) строительные цены (сметы)
3) оптово-отпуксные
4) тарифы

Методы ценоборазования

- это способы, совокупность принципов и правил по определению цены на продукцию. Сущетсвует 3 основных группы методов:
- методы ценообразования, основанные на издержках производства:
а) затратный метод
б) агрегатный метод
в) метод структурной аналогии
- методы ценообразования, ориентированные на качество и потребительские свойства продукции (параметрические):
а) метод предельных показателей
б) балловый метод

- методы ценообразования, ориентированные на спрос и уровень конкуренции:
а) метод торгов
б) метод следования за лидером
в) метод ощущаемой ценности товара

Затратный метод – заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется размер прибыли заданного уровня, а так же косвенные налоги и неналоговые платежи, которые увеличивают цену. Применяется при обосновании цен на принципиально новую продукцию: на некоторые товары, спрос на которые ограничен платежеспособностью населения; на продукцию предприятий монополистов; на продукцию, производимую по разовым заказам.

Агрегатный метод – применяется на товары, состоящие из отдельных изделий, на продукцию, собранную из отдельных элементов, узлов и деталей. Цена, расчитанная данным методом – это сумма издержек на отдельные конструктивные элементы или изделия с добавлением затрат на комплектовку и сборку.

Метод структурной аналогии – применяется в производствах и сферах с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных изделий, услуг или работ. Чтобы установить цену нового изделия определяют структурную форму цены по её аналогу. Для этого используют фактические или статистические данные о доли основных видов затрат в себестоимости аналогичного товара и если имеется возможность точно определить и если надо определить один из этих элементов, то используется структура аналогичного товара, на основании которых рассчитывается ориентировочная цена.

Цена нового товара = Зi/di * 100%

Зi – величина основного вида затрат на основное изделие
di – доля основного вида затрат в себестоимости изделия

Метод удельных показателей – заключается в том, что в продукции выделяется основной качественный показатель, от которого будет зависеть цена. Сначала производится деление цены базисного изделия на значение главного показателя и определяется удельная цена:

Цуд = Цб/Пб

Пб – значимый параметр базисного изделия

Цн = Цуд * Пн

Пн – цена нового изделия

Балловый метод – применяется при обосновании цен на продовольственные товары, швейные, табачные и т.д. Чтобы определить цену выбираются показатели качества изделий, которые имеют важные значения для потребителя, затем формируется комиссия экспертов, которые оценивают каждый качественный параметр в баллах по заранее установленной шкале. Для расчета выбирается базисное изделие с которым будет сравниваться товар, на который устанавливается цена. Если оцениваемые параметры неоднозначные, то необходимо ввести коэффициент весомости (значимости). Первоначально определяется цена одного балла:

Ц1б= Цб/EVi*Бi

Vi – весомость параметра
Бi – балловая оценка базового изделия

И рассчитывается цена нового изделия = E(Viн*Бiн)*Ц1б

Метод торгов – используется когда несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение контракта, а так же при получении государственных и военных заказов, при получении партии сырья, уникального оборудования, при строительстве объектов производственного и непроизводственного значения, в результате торгов. Контракт получает та фирма, которая предложит минимальную цену, обеспечит требуемое качество и короткие сроки исполнения заказов – тендеры.

Метод следования за лидеров – применяется на рынках, где отсутствует острая конкуренция. Руководитель ориентируется ценами конкурента, а учет собственных издержек и спрос играют при этом второстепенную роль. Цена устанавливается чуть выше или чуть ниже ближайшего конкурента.

Метод ощущаемой ценности товара заключается в том, что цена в первую очередь учитывает спрос. При этом затраты имеют второстепенное значение и рассматриваются лишь как ограничительный параметр для снижения цены

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РИСК

Любой хозяйствующий субъект в своей деятельности сталкивается с риском. Риск лежит в основе принятия всех управленческих решений.

Риск — это возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной или какой-либо другой деятельности.

Неблагоприятной ситуацией или неудачным исходом при этом могут быть:

§ упущенная выгода;

§ убыток (потеря собственных средств);

§ отсутствие результата (ни прибыли, ни убытка);

§ недополучение дохода или прибыли;

§ событие, которое может привести к убыткам или недополучению доходов в будущем.

ТЕМА : ПЛАНИРОВАНИЕ и прогнозирование производства

1 Значение и сущность планирования и прогнозирования

Прогноз –система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

Планирование - научное обоснование экономических целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется посредством разработки планов. Его отличительная черта – конкретность показателей, их определенность по времени и количеству.

План – это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования – прежде всего создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение ее предстоящего развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений прогнозирования заключается в том, чтобы:

1) выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития;

2) способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозном периоде.

2 Принципы и методы планирования

Принципы планирования:

1) Принцип необходимости предусматривает обязательность применения планов при выполнении любого вида трудовой деятельности, что особенно важно в условиях рыночных отношений, поскольку соблюдение этого принципа соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

2) Принцип непрерывности заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования должны осуществляться постоянно


sushnost-i-vidi-gosudarstvennih-reshenij.html
sushnost-i-vidi-mer-administrativnogo-prinuzhdeniya.html
    PR.RU™