Сущность и понятие культуры.

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей.

Сущность культуры.

Культура исторически сформировалась, в конечном счете, как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его, Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.

Культура превратилась в сложное по деятельности, многообразное по формам духовное образование. Сюда входят, как отмечалось выше, нравственность, религия, искусство, наука, философия и идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодействие этих систем артефактов образует целостную ткань культуры. Развитие процессов общественного разделения труда привело к тому, что эти формы духовной деятельности все глубже дифференцировались и специализировались. В развитой культуре они превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и, наконец, обретают статус самостоятельных институтов культуры.

Каждый из таких институтов обладает специфической системой методов, особым типом ценностей и особыми культурогенными функциями. Понятно, что художественные ценности и художественная деятельность существенно отличается, например, от научной деятельности, хотя они лишь различающие способы духовного освоения мира, способы производства различных духовных ценностей.

Подходы к изучению культуры



Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры, предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. Задача этого подхода — не просто дать описание или перечисление явлений культуры, но проникнуть в их суть. Как правило, сущность культуры видят в сознательной человеческой деятельности но преобразованию окружающего мира и самих людей.

В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, выражающих различные оттенки и смысловые значения понятия «культура». Во-первых, подчеркивается, что культура — это «вторая природа», искусственный мир, сознательно и целенаправленно созданный человеком, причем посредником между этими двумя мирами выступает человеческая деятельность, которая рассматривается предельно широко как технология и производство культуры, как производство не только материального окружения, но и всего социального бытия человека. Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного. Безусловно, эти попытки заслуживают внимания, но они подчеркивают лишь отдельные аспекты, сужая понятие культуры.

Сутьантропологического подхода - в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Иными словами, культура — это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры. Этот предельно широкий подход ставит знак равенства между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.

В рамках антропологического подхода предложено более всего определений культуры. Можно предложить классификацию этих определений, в основе которой лежит анализ определений культуры, данный А. Крёбером и К. Клакхоном. Они разделили все определения культуры на шесть основных типов, а некоторые из них в свою очередь разделили на подгруппы.



Первая группа — описательные определения, которые акцентируют внимание на предметном содержании культуры. Родоначальником такого типа определений является Э. Тайлор, который утверждал, что культура представляет собой совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Вторая группа — исторические определения, выделяющие процессы социального наследования и традиции. Они подчеркивают, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретенною опыта от поколения к поколению. Данные определения исходят из представлений о стабильности и неизменности социального опыта, упуская из виду постоянное появление новаций. Примером может служить определение, данное лингвистом Э. Сепиром, для которого культура — это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни.

Третья группа — нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества. Эти определения можно разделить на две подгруппы:

§ определения культуры как образа жизни какой-то социальной группы, например для антрополога К. Уисслера культура есть образ жизни, которому следует община или племя;

§ ценностные определения, обращающие внимание на идеалы и ценности общества, например для социолога У. Томаса культура — это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции).

Четвертая группа — психологические определения, делающие упор на связь культуры с психологией поведения людей и видящие в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. Эти определения можно разделить на четыре подгруппы:

§ адаптивные определения, подчеркивающие процесс адаптации человека к окружающей среде, к его жизненным условиям, например для социологов У. Самнера и А. Келлерома культура — это совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям, которое обеспечивается путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству;

§ дидактические определения, обращающие внимание на процесс научения человека, культура — это то, чему он научился, а не унаследовал генетически, например для антрополога Р. Бенедикт культура — это социологическое обозначение для наученного поведения, т.е. такого, которое не дано человеку от рождения, не предопределено вею зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей;

§ определения культуры как форм привычного поведения, общих для группы. Таково определение социолога К. Ян га;

§ собственно психологические, точнее, психоаналитические определения. например для психоаналитика Г. Рохайма культура -это совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации.

Пятая группа-структурные определения культуры, акцентирующие внимание на структурной организации культуры, например для антрополога Р. Линтона культура — это организованные повторяющиеся реакции членов общества; сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества.

Шестая группа — генетические определения, рассматривающие культуру с точки зрения ее происхождения. Эти определения разделяют на четыре подгруппы:

§ антропологические определения, исходящие из того, что культура — это продукты человеческой деятельности, мир искусственных вещей и явлений, противостоящий естественному миру природы, например для П. Сорокина культура — это совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга;

§ идеационные определения, сводящие культуру к совокупности и производству идей, других продуктов духовной жизни общества, которые накапливаются в социальной памяти, например для социолога Г. Беккера культура — это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления;

§ определения, подчеркивающие символическую человеческую деятельность, когда культуру считают либо системой знаков, используемых обществом (семиотические определения), либо совокупностью символов (символические определения), либо множеством текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми (герменевтические определения), например для культуролога Л. Уайта культура — это имя для особого класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем символизацией;

§ отрицательные определения, представляющие культуру как нечто, происходящее из некультуры, например для философа и ученого В. Оствальда культура — это то, что отличает человека от животных.

В целом антропологический подход отличается конкретностью, ориентацией на исследование «промежуточных» слоев и уровней культуры, когда исследователь пытается выделить конкретные формы или единицы культуры, с помощью которых человеческая жизнь разлагается на рационально конструируемые элементы. В результате появилось понятие о культурных чертах — неделимых единицах культуры (материальные продукты, произведения искусства или образцы поведения). Среди них выделяются как универсальные черты, присущие всем культурам (культурные универсалии), так и специфические, характерные для одного или нескольких народов.

Культурные универсалии выражают родовые начала в культу ре. Это — общие черты, характеристики или компоненты культуры, присущие всем странам и народам независимо от их географического и социально-экономического положения. Так, в 1965 г. Дж. Мердок выделил свыше 60 универсалий культуры, среди которых — изготовление орудий труда, институт брака, право собственности, религиозные обряды, спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, игры, запреты кровосмешения, правила гигиены, язык и т.д. Можно предположить, что культурные универсалии базируются на соответствующих биологических потребностях, например беспомощность младенцев и необходимость ухода за ними и воспитания признаны в культурах всех типов.

Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.

В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных подхода в изучении культуры:

§ предметный, изучающий содержание культуры как системы ценностей, норм и значений или смыслов, т.е. способов регуляции жизни в обществе;

§ функциональный, выявляющий способы удовлетворения человеческих потребностей или способы развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности;

§ институциональный, исследующий типические единицы или устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

В рамках социологического подхода изучаются структура, функции культуры, но анализируя внешние организующие факторы культуры, социологи мало внимания уделяют внутреннему содержанию культурных феноменов.

12.Информационно-семиотическое понимание культуры.

Формирование культурологии как самостоятельной научной дисциплины в XX в. было в значительной степени стремлением преодолеть разнообразие представлений о культуре и построить ее общую теорию. Разработка этих теоретических взглядов происходила по двум основным направлениям.

Одно из них — адаптационизм — рассматривает культуру как специфично человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место в объяснении культурных явлений отведено здесь деятельности. В русле этого направления развивается функциональная концепция культуры, которая ведет начало от Б. Малиновского, который рассматривал культуру как рожденную обществом систему способов удовлетворения потребностей. К этому направлению относится и марксистская теория культуры.

Второе направление — идеационизм — объясняет культуру как область идеального, которое содержит результат духовного творчества человека. Определяющим началом здесь

является лишь отдельная ограниченная сфера духовного творчества — главным образом наука и искусство (так называемая «высокая культура»). Именно здесь создаются символы, идеи, ценности, в контексте которых люди воспринимают и понимают действительность, строят свое бытие в мире.

Позиции адаптационизма и идеационизма в последнее время постепенно сближаются. Основой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры.

Исходным моментом информационно-семиотического подхода к культуре является адаптационистский тезис о способах и результатах человеческой деятельности.

Деятельность — это способ существования человека. Специфика человеческого образа жизни, которая призвана фиксировать понятия культуры, относится прежде всего к особенностям человеческой деятельности. Тем не менее, не все действия человека являются человеческой, разумной деятельностью. Когда мы дышим, принимаем пищу или реагируем на пламя, то наши действия ничем не отличаются от действий животных. Особенностями человеческой деятельности являются: во-первых, сознательная постановка цели; во-вторых, целенаправленность деятельности. Таким образом, человек когда-то научился действовать, чтобы жить, теперь он живет, чтобы действовать.

Постоянное формирование все новых и новых задач и средств деятельности приводит к тому, что люди постепенно погружаются в искусственно созданный ими мир. В этом отношении культура противостоит «натуре» — природе. «Культурное» — означает искусственно созданное, отличное от того, что дано природой, образовалось естественным путем, без вмешательства человека.

Создавая культуру, люди отделяются от природы и создают новую внеприродную среду существования (игрушки и книги, одежда и мебель, стекло и бетон, звуки музыки и электрический свет). Следы человеческого влияния имеет даже то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Человечество живет будто на границе двух миров — существующего независимо от него мира природы и мира материальной культуры.

Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют артефактами (от лат. arte — искусственный, factus — выполненный). Артефактами — феноменами культуры — являются изготовленные человеком вещи, его мысли, изобретенные и использованные им средства и способы действия.

Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые происходят в нем, в его теле, в его душе, в физической и духовной внешности. Итак, культура — это мир человеческой деятельности или мир артефактов — ее первейшая, но недостаточная для понимания ее сущности характеристика.

Культура представляет собой мир значений. Человек — творение природы, и все ее законы сохраняют свою силу в его деятельности так же, как и во всех естественных явлениях и процессах. Никто не может отменить их или нарушить. Все, что создает человек, возникает в соответствии с объективными законами развития природы. В чем же тогда различие между предметами культуры и творениями природы?

Явления природы рассматриваются в их собственном, независимом от человека бытии и имеют объективную, присущую им характеристику и, кроме нее, никакой другой определенности они не имеют.

Артефакты — предметы культуры, в отличие от явлений природы, имеют двойную определенность. С одной стороны, в них, как и у естественных явлений, также есть объективная определенность, то есть их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, в отдельности от человека. Но с другой стороны, артефакты имеют еще и другую субъективную определенность. В них воплощено то, что называют «смыслом», «значением».

Эта объективная определенность возникает в артефактах потому, что человек опредмечивает в них мир представления, цели, желание, художественный вкус, идеалы и т. п. Человек очеловечивает продукты своей деятельности. Итак, предметы культуры являются следствием духовно-творческой активности человека (тезис идеационизма).

Наиболее очевидная способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в языке. А ценностную сущность имеет также все, что человек создает и что содержит культурная среда его бытия: произведения искусства и правила этикета, религиозные обряды и научные исследования, образование и спорт и т. п. Смысл любого предмета отражается в его назначении, роли. Нужно отметить, что взятые отдельно, вне их отношения к человеку, предметы никакого смысла не имеют (например, смысл пирамиды существует не в ней, то есть в физических параметрах, а в культуре, творением которой она является).

Смысл вещей существует не в них, а в культуре, которая породила их, и в тех, кто эту культуру выучил. Из культуры люди черпают возможность наделять смыслом не только слова и вещи, но и все поведение и всю жизнь в целом. Без знания культуры минувшего не возможно понять наших потомков.

Итак, культура — это не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура — это мир значений, которые человек вкладывает в свои творения и действия. И такими видами значений выступают знания и ценности.

Значения формируются в голове человека, если он в соответствии со своими потребностями познает, оценивает и регулирует окружающие ее явления и процессы и те, которые происходят в нем самом. Согласно этому знание (то, что дается познанием), ценности (то, что устанавливается с помощью оценки) и регулятивы (то, чем регулируются действия) представляют собой три основных вида значений.

Знание (от лат. со^Шо — знание, познание) — это информация о свойствах объекта. Может показаться, что такое определение является тривиальным. Тем не менее, определение знания — одно из сложных философских вопросов, по поводу которого существует много разных мыслей:

— информация — это всегда информация о чем-то, а потому в любой информации есть какое-то знание (сведения о некотором объекте). Но информация и знание — все-таки понятия не тождественные. Знания являются Змістм информации, которая характеризует ее объект, а информация здесь соотносится только с объектом, выносится за скобки;

— знание — это всегда некоторое утверждение, в виде утверждающего или отрицающего выражения. Различие здесь лишь в том, что в первом случае знания являются утверждением о наличии, а в другом — об отсутствии у объекта каких-либо свойств. Даже известное выражение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю» — представляет собой утверждение. Объектом этого утверждения является его автор, а что он утверждает — выбирайте, что вам больше нравится: наличие ли у этого объекта способности «ничего не знать» или отсутствие у него способности «знать хоть что-нибудь»;

— знание объективно, то есть определяется исключительно свойствами объекта, а не субъективными особенностями. Если человек говорит «Я знаю...», он делает сразу двойное утверждение: первое, что у него есть знание о свойствах некоторого объекта, а другое — что это знание является объективным. Тем не менее, на самом деле оно довольно часто носит субъективный характер. Можно сказать, что знание всегда на себя надевает «маску» объ

13.Смысл понятия «духовная культура».

Вошло в традицию разделять культуру на «духовную» и «материальную». Однако это разделение далеко не столь очевидно, как это могло бы показаться с первого взгляда.

Одни относят к «духовной» культуре то, что удовлетворяет духовные потребности людей, а к «материальной» - то, что удовлетворяет их материальные потребности. Но существует множество вещей, которые могут одновременно служить удовлетворению и тех и других потребностей: изделия прикладного искусства, поездка на курорт и пр.

Другие называют «духовной культурой» созданные человеком духовные ценности, а «материальной культурой» - изготовленные человеком вещи, материальные предметы «Памятники материальной культуры» можно было бы с не меньшим правом именовать также и «памятниками духовной культуры»: ведь они вообще являются предметами культуры только потому, что представляют собою «тексты», из которых археолог извлекает содержащуюся в них социальную информацию.

Третьи понимают под «духовной культурой» сферу духовной жизни общества - религию, искусство, философию и т.д., а под «материальной культурой» - сферу материальной жизни, производства и потребления материальных благ. Специфика культуры теряется. А она состоит в том, что культура есть закодированная в разнообразных знаковых формах социальная информация, т.е. «информационное обеспечение» жизни людей, а вовсе не вся их жизнь.

Итак, разграничить и противопоставить друг другу «духовную» и «материальную» культуру как две особые области культуры невозможно.

Область духовной культуры следует отделять не от «материальной» культуры, а от культурных форм, ориентированных на практическую регуляцию поведения людей, т.е. от технологической и социальной культуры. Область духовной культуры обретает более или менее определенные контуры, когда к ней относятся лишь такие культурные формы, которые ориентированы, главным образом, на выработку знаний, ценностей и идеалов, будучи менее других нацелены на непосредственное обслуживание практических нужд человека. Мифология, религия, искусство, философия - вот основные формы духовной культуры.

Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающими ее от других областей культуры.

1. В отличие от технологической и социальной культуры духовная культура неутилитарна.

2. В духовной культуре человек по сравнению с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества.

3. Творческая деятельность в духовной культуре ведет к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли.

4. Духовная культура - наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры.

Миф - зародыш всей духовной культуры.

Характерные черты мифа:

1. Отождествление фантазии с реальностью;

2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме;

3. Эмоциональная насыщенность;

4. Связь с магией.

Существуют определенные принципы, в соответствии с которыми человеческая мысль рождает миф.

- Первый из этих принципов - принцип антропоморфизма («человекоподобие»).

- Второй принцип мифологического мышления - это «закон сопричастности».

Социокультурные функции мифа:

- Функция стереотипизации;

- Функция компенсации;

- Функция символизации.

Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они часто не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют характерную для мифов наглядность, простоту, доступность для обыденного сознания.

В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:

- «Старые» мифы.

- «Новые» мифы.

- «Обновленные» мифы.

- Мифологемы.

- Идеологические мифы.


sushnost-i-predmet-geopolitiki-principi-geopoliticheskogo-podhoda-k-analizu-problem-obespecheniya-nacionalnoj-bezopasnosti-gosudarstva.html
sushnost-i-principi-formirovaniya-kapitala-organizacii.html
    PR.RU™